На днях мне пришлось проехаться по новой железнодорожной ветви, устроенной обществом Ореховского подъездного пути от станции Орехово Нижегородской ЖД до центрального гуслицкого селения Ильинского погоста. Путь невелик - всего 37 верст, но ехать пришлось долго! Из Орехова-Зуева поезд отправляется ранним утром, в половине седьмого. Вагоны поданы на станцию Орехово, началась загрузка пассажиров. Именно загрузка, так как в хвосте поезда прикреплен товарный вагон для пассажиров 4 класса, а приспособлений никаких, и пассажиры подсаживали один другого.
В одном из вагонов 3 класса молодой еврейчик, в углу на лавке, тускло освещаемой керосиновым ночником, продавал билеты, и в этом углу вагона пассажиры толпились как стадо баранов.
Наконец поезд тронулся, версты полторы проехали шажком до "Талмудского полустанка" (так названа здешними фабричными главная станция Ореховско подъездного пути). Тут началась беготня жидков взад и вперед, какой-то господин, с подстриженными пейсами, покрикивал на служащих.
Наконец зазвонили "Талмудские колокола" и мы тронулись дальше. Версты три проехали легкою рысцою, и, затем поезд пошел осторожно, как-будто пробираясь ощупью, в потемках. Оказалось, что мы подъезжаем к "Кисельному участку", где путь проложен по водам Кудыкинского торфяного болота. Миновав благополучно эту котловину, мы выбрались на взгорье, и поезд загремел как следует. Через пять минут мы подъезжаем уже к станции "Ликино"; справа виднелась бумаго-ткацкая фабрика господина Смирнова. Пред самой станцией, в яме, где пролегала проселочная дорога, столпилась масса ребятишек с сумками и узлами, которых чуть не задавили. Оказалось, детвора эта направляется в школу, находящуюся в соседнем селе Кудыкине. В самом же Ликине, где расположена фабрика Смирнова, школы, оказывается, вовсе нет, хотя и существует закон обязывающий фабрикантов и заводчиков заводить школы при фабриках. И вот, ребятишки с фабрики должны тащиться по грязи за три версты в Кудыкино! Грешным делом малютки могут попасть еще под поезд, так как на переездах, где путь пересекает проселочная дорога, нет ни барьеров, ни сторожей. Вместо барьеров врыты в землю столбики и на них дощечки с надписью: "Берегись поезда".
На станции Ликино мы простояли очень долго, некоторые из пассажиров продрогли в плохо толеных вагонах, а иные сбегали даже в ближайший кабак, расположенный за четверть версты от станции.
Через три версты - опять станция, Дулево, где находятся известные фарфоровые фабрики товарищества Кузнецова; здесь поезд стоял убийственно долго, с порлчаса гоняли вагоны взад и вперед, прицепляли и отцепляли товарные вагоны, звонок, другой, третий - и мы тронулись дальше. Как только выбрались из Дулевского леса, поезд пошел несколько быстрее.
На станции Давыдово опять длинная стоянка, опять сцепка и расцепка вагонов. От Давыдова пошла лесная местность. Проехали мимо Гуслицкого монастыря и опять станция - Куровская. После 20 минутной стоянки, мы пустились в путь, и наконец уже достигли Ильинского погоста. Путь с этими остановками кажется невозможно длинным.